Ищу тренера с харизмой, иного не предлагать!
Такое пожелание можно услышать чуть ли не от каждого второго клиента. Что же скрывается под требованием «тренер с харизмой»? Какие гарантии дает клиенту? И вообще, как определить: с харизмой тренер или нет? Размышления над этими вопросами побудили меня написать вот эту статью. Отвечать на эти вопросы я начну с определения, что такое харизма и какое влияние харизматичная личность оказывает на результаты обучения. Такое понятие, как харизма, сегодня весьма популярно. Можно даже говорить о неком «харизматическом» буме на тренинговом рынке. Но несмотря на ажиотаж вокруг харизмы, единого толкования такого понятия как не было, так и нет. Для лучшего понимания феномена харизматичной личности предлагаю рассмотреть его в трех аспектах: религиозном, политическом и психологическом.
Три аспекта харизмы Корни интересующего меня понятия уходят глубоко в религию. Слово харимзма (чЬсйумб) греческого происхождения и имеет следующие значения: благодать, божья милость, божественный дар. В христианстве харизма понималась как дар учительства или данная свыше возможность возвещать миру Слово. Бизнес-тренер и учитель-пророк имеют весьма разные предназначения. На тренинговом рынке встречаются те, для кого это сочетание является заманчивым, но не стоит забывать об опасности…
Какие же качества позволяют оценить личность как харизматичную? Мнения расходятся. Например, участники тренинга выделили следующие качества: непререкаемый авторитет, компетентность, целеустремленность, ответственность, незаурядные организаторские способности. Лично мне близок научный подход исследователей харизмы, которые выделяют пять характеристик личности: 1) физическая привлекательность (не обязательно красив, но приятен); 2) сексуальная привлекательность (четкая половая принадлежность); 3) интеллект выше среднего; 4) социально-приемлемая маргинальность; 5) наличие экстремального опыта. Наличие этих характеристик не может однозначно определять харизматичность личности. Предлагаю опустить рассуждения теоретиков и просто отметить, что для тренера данные характеристики будут полезны. Но являются ли они необходимым условием эффективности обучения? Когда харизма необходима и когда она просто не нужна? Харизма имеет решающее значение, когда необходимо за ограниченное время на эмоциональной основе объединить группу людей и направить их усилия на достижение единой цели, добиться высоких результатов на общем рывке, вдохновении, азарте. Харизма лидера не важна или даже может мешать, когда: Что может дать харизма тренера участникам обучения? И почему организаторы корпоративного обучения ищут харизматичного ведущего? Основная функция харизмы – влиять, причем не только словами и логикой, а чем-то большим, не поддающимся сознательному анализу. Харизма позволяет оказывать психологическое воздействие на слушателей, на их убеждения, мировоззрение. Получается, что клиенты мечтают о чуде: тренер войдет в аудиторию, очарует слушателей, убедит в необходимости работать лучше, эффективнее, быть более ответственным и т. д. И участники, воодушевившись, начнут работать по-другому, по-новому. Но мы же с вами повторяем чуть ли не каждый день, что чудес не бывает!
Все мотивирующие приемы, призывы, которые поднимают боевой дух сотрудников и выражаются в словах: «Вперед, к светлому будущему!», «Мы молодцы, мы можем еще больше!», «Друзья, добавим пороха в наш костер и преодолеем сложный этап!!!» – надо оставить руководителям компании. Это их задача – вести народ за собой, это их задача – видеть трудности и предлагать пути решения, это их задача – заражать своих подчиненных энергией, энтузиазмом, оптимизмом, уверенностью. Но почему эту задачу не может решить тренер? Перекладывать ответственность за боевой дух команды на приходящего специалиста, мягко говоря, странно. Тренер пришел и ушел, а с ним впечатление, харизма, боевой дух – все постепенно сойдет на нет. Вряд ли кто-то хочет оказаться на месте Золушки в момент, когда часы пробили двенадцать. У тренера две важные задачи: передать участникам содержательный материал и управлять процессами, происходящими в группе, эффекты которых обеспечивают возможность практической отработки материала. Для этого тренер целенаправленно может выбрать одну из двух возможных ролей. Тренер может быть в центре группы, замкнув на себе все коммуникации, или занять партнерскую позицию и обеспечить возможность свободного взаимодействия между всеми участниками.
Тренер в центре Тренер занимает место учителя, или гуру. Для реализации этой роли тренеру необходимо уметь привлекать и длительно удерживать внимание участников на себе, эмоционально влиять на них, очаровывать их своей энергией. Здесь харизма является обязательным условием. Два дня «шоу», нахождения в обществе необычного человека, масса интересного. Меня интересует, а что в результате? С чем уйдут участники? Хорошее настроение? – Да! – Отличные эмоциональные отзывы? – Возможно! – Что-то узнали новое? – Конечно. – Научились чему-нибудь? Нашли решение сложной проблемы? – Нет. После тренинга, построенного по принципу «тренер – центр группы», участники ничего не могут без тренера, они ничему не научились. Это естественно, ведь данная позиция тренера не предполагает принятия участниками ответственности за обучение. Их участь – некритично воспринимать слова учителя, а харизма выступает гарантией того, что информация будет услышана. У каждого харизматичного лидера есть почитатели, но есть и равнодушные. Что делать тем, кто не попал под влияние личности ведущего? Ну и, конечно, участники, сравнивая себя с харизматичным тренером, нередко признают: «Да, тренер – мастер, но я так не смогу, я не такой…». Они не понимают, что тренер-гуру каждое занятие тренирует свое ораторское искусство, умение завоевывать сердца поклонников. Как правило, тематический спектр харизматичных тренеров ограничен, они являются узкими специалистами, которые накопили какое-то количество примеров, анекдотов и баек и пересказывают их из тренинга в тренинг.
Когда тренер занимает партнерскую позицию по отношению к участникам, отличаясь только выполняемыми функциями, то этим он создает основу для изменений. Участники видят, что возможность чему-то научиться находится в их руках, и понимают, что для этого необходимо делать. Да и сравнивают они себя не с тренером, а друг с другом, что гораздо конструктивнее. Тренер максимально использует потенциал группы. Позиция «тренер-партнер» не предполагает единоличного влияния, оно осуществляется разнопланово: тренер влияет на участников, участники влияют друг на друга, участники влияют на тренера. Пример: Взгляд участника на процесс тренинга, когда тренер – партнер «Тренинг в разгаре. В подгруппах выполняем задание. Ценность упражнения для работы погружает в процесс. Все вокруг перестает иметь значение: другие участники, помещение, тренер уходят на далекую периферию внимания. Растворяются. Главное – выполнить, найти вариант, поэкспериментировать… Внимание в процессе, мысли в процессе, полное сосредоточение… Из этого состояния неожиданно выводит голос тренера: надо завершать и возвращаться в общий круг… Последние фразы, договоренности, пометки, и наша подгруппа замыкает круг. Тренер задает вопрос, вводит ориентиры, и мы уже на другой волне, на новом уровне, и теперь анализ, получение ответов, выводы, решения, к которым пришел ты, пришли мы. Голос тренера не звучный, а, скорее, плавно набирающий силу, как констатация того, что отведенное время вышло. Мы все в общем кругу, тренер опять задает вопросы, и я слышу ответы, в которых звучит то, что давно волновало…» Есть ли в этом процессе место харизматическому авторитету тренера, который оказывает гипнотическое воздействие, заражая участников тренинга своими идеями, взглядами, эмоционально увлекая за собой? Здесь на первый план выходят другие качества, которые направлены на обеспечение эффективного процесса обучения.
Подводя итоги Итак, подытоживая все сказанное, постараюсь теперь ответить на вопрос: может ли быть полезен организации тренер с харизмой? Харизматичный тренер будет полезен компании, если необходимо устроить праздник, шоу, возможно, отдых, все это подать под соусом обучения и угостить этим блюдом сотрудников. Возможно, сотрудники почувствуют заботу руководства, возможно, из-за чего-то повысится их мотивация, может, все наконец-то найдут общий язык и смогут договориться или хотя бы просто пообщаться. То есть во главу угла ставится дополнительный продукт тренинга, а основной – приращение новых знаний, развитие умений – рассматривается как побочный: будет так будет, а нет – так и не надо. Главное условие – чтобы было интересно, чтобы участники были довольны! Чтоб никакой скукотищи, руководство же не враг сотрудникам! Если же первостепенная задача – обучение персонала, развитие компетенций, решение актуальных задач, то решить эти задачи может только профессионал. А профессиональное ведение тренингового процесса и харизма как способ влияния на аудиторию в принципе несовместимы. Шульченко Марианна бизнес-тренер, организационный консультант компании «Провокация РОСТА». Специально для портала HRM Оставить комментарий Материал размещен на сайте HRM.RU |