Чтобы твои подчиненные трудились как пчелы и не жужжали
И чаще всего владельцы разорившихся фирм склонны винить в произошедшем своих сотрудников. Которые своей ленью, безынициативностью и бездарностью распугали всех клиентов и все пустили под откос. Отчасти тут, конечно, можно увидеть обычное для хомо сапиенс желание свалить вину на кого угодно, но не на самого себя. С другой стороны, эти жалобы нередко обоснованны. Действительно, наличие грамотной и работоспособной команды чаще всего может спасти фирму из самого бедственного положения. И если этого не произошло, значит, сотрудники были те еще. А кто виноват? Ты! Потому что стоимость хорошего менеджера определяется не тем, что он классный маркетолог и обладает хорошими связями. Настоящему, прирожденному менеджеру в общем все равно, что продавать — нефть, трусы, балетные труппы или информацию о продвижении циклонов на Урал. Он может работать в любой месте — хоть на звероферме, хоть в секретном штабе Моссад. Потому что основной талант прирожденного менеджера — это управление людьми. Специалистами, которые прекрасно разбираются в плодовитости норок и палестинских автономиях, но нуждаются в правильном руководстве. Если твоя команда не показала высоких результатов — значит, ты не смог вдохнуть в людей горячее желание много и хорошо работать для твоей пользы. Хотя сделать это было в общем-то не слишком сложно. Создавай у каждого сотрудника эффект движения в гору Два главных тормоза, мешающих работникам эффективно работать, это тезисы «да кому это надо» и «завтра все будет то же самое». Главная задача — уничтожить эти тезисы правильными ответами: «надо всем, в том числе и тебе лично» и «завтра все будет в сто раз лучше и интереснее». Дели на календарные этапы Движение к цели всегда намного продуктивнее, чем блуждания по кругу. Поэтому разбивай рабочий процесс на этапы. В начале каждого этапа собирай совещание, объявляй новые цели и задачи, раздавай полномочия и сули выгоды. В конце устраивай разбор полетов. Конечно, не так легко находить новые цели. Значит, их нужно специально придумывать. Кстати, именно таким образом ты позволишь компании быть намного мобильнее и хорошо подготовишь ее к любым реальным переменам, если они вдруг произойдут. Выдвигай девизы Знаешь, почему служащие одной фирмы, снабжающей котлетами полмира, постоянно улыбаются? Потому что их просят это делать. Каждый день. Потому что там на стенах всюду поразвешены призывы улыбаться. Потому что даже в бреду полубеспамятства любой официант Мака сможет прошептать девиз компании: «И улыбка — бесплатно!» Мысль, повторенная десять раз, становится глупостью. Мысль, повторенная двести восемьдесят три тысячи пятьсот раз становится частью сознания. Возможно, первый месяц с тех пор как ты возьмешь себе за правило каждую свою речь начинать со слов: «Наш лозунг — клиент всегда прав!», твои работники будут смотреть на тебя как на идиота. Но постепенно свыкнутся с этой идеей и даже попытаются воплощать ее в жизнь. Придумай три-четыре лозунга, содержащих основные требования, которые ты предъявляешь служащим твоей фирмы, и дублируй эти лозунги устно и письменно при каждом удобном и неудобном случае. Озвучивай успехи компании Пусть фирма принадлежит тебе лично и ты с ней что хочешь, то и делаешь, но твоя команда тоже плывет на этом корабле и вправе знать, куда это вы, собственно говоря, направляетесь с такой дивной целеустремленностью. Поэтому ты должен достаточно открыто говорить о вашей прибыли и о том, как эта прибыль будет расходоваться на ваше общее благо. Хвали Да, каждый твой служащий изначально должен хорошо выполнять свои обязанности, потому что ему за это платят зарплату. Но одной зарплаты недостаточно, чтобы поддерживать в человеке живой интерес к делу. Ты должен его хвалить. Более того, благодарить. Ты и сам знаешь, что существует очень большая разница между «делать то, что скажут» и «работать хорошо». Если усердие сотрудника не будет отмечаться, он очень скоро перестанет так стараться, задавшись все тем же опасным вопросом «а надо ли это кому-нибудь?». И, наоборот, когда человек видит, что ни одно из его усилий не остается незамеченным, появляется азарт. Желание и дальше вкладывать в дело все свои способности. В западных компаниях существует целый ритуал «благодарения» хороших сотрудников, дабы они постоянно чувствовали на себе благожелательный взгляд руководства: им рассылаются благодарственные е-mail’ы, вручаются грамоты, и уж ни один продвинутый менеджер не забывает закончить свою речь на общем собрании словами: «спасибо, что вы работаете у нас!» Хотя, спрашивается, за что «спасибо», если немаленькие зарплаты выдаются без задержек, а в стране 10%-уровень безработицы? За то, что люди, чьим заслугам гласно воздается должное, приносят компании больше выгоды, чем те, кто трудится только за жалованье. Заинтересовывай Эффективный способ заинтересовать сотрудника отлично работать — это создать для него перспективы роста. Откуда эти перспективы взять в маленькой частной компании? Оттуда же, откуда и в большой. Повышать зарплату тем, кто работает дольше и качественней. Пусть на пять копеек, но повышать. Назначить лучшего из двух продавцов твоей палатки «старшим продавцом». Раздавать ценные подарки и единовременные выплаты, если компания перевалит такой-то рубеж доходности. Устраивать соревнования. Например, озвучить в марте, что тот из менеджеров, который соберет больше всех рекламы (найдет заказов, продаст пылесосов), поедет в сентябре на Канары. Вот по этой самой, висящей у тебя над столом, путевке. И так далее. Помнишь детский рассказ о хитрых пионерах, у которых подшефные куры несли самые большие и вкусные яйца, потому что остроумные дети заставляли птичек постоянно заниматься физкультурой, прыгая за подвешенными в курятнике кузнечиками? Вот-вот. Принцип тот же самый. Вникай в личные дела Возьми два листа бумаги. Напиши на одном «Это ваши личные проблемы», а на другом «Кому сейчас легко?». Теперь возьми оба листа и перечеркни крест-накрест красным маркером. Эти две фразы ты должен забыть, общаясь с сотрудниками. Более того, ты должен побуждать людей честно сообщать о своих проблемах. Личные проблемы имеют неприятное свойство мешать сотрудникам хорошо работать — и уж если ты взвалил на себя тяжелое ярмо ответственности за других людей, то теперь тебе и расхлебывать эту кашу. Если Петров боится, что ты его уволишь, когда узнаешь, что он не умеет работать с программой бухучета, лучше вызвать к Петрову на пару дней преподавателя, чем заставлять его круглыми сутками симулировать творческий процесс перед загадочными схемами на страшном компьютере. Если у Иванова болеет бабушка, то тебе стоит сесть на телефон и созвониться со старым приятелем-врачом на тему того, как бы пристроить ивановскую бабушку в его элитную больницу. Чтобы Иванов мог, наконец, с чистой совестью приняться за тот бизнес-проект, без которого вам всем можно будет маршировать в направлении указанной больницы. А если Сидоров до получки питается сухими корочками, так как растранжирил всю зарплату на перебор двигателя своего драндулета, то пусть Сидоров стажер, но материальную помощь ему хорошо было бы выделить. Иначе он тут с голодухи настажирует. Не успеваешь? Сил не хватает? Ну что же, это твои личные проблемы. Кому сейчас легко? Разрушай преграды. Физически Нет сомнения, что большинство твоих сотрудников спят и сладко грезят об отдельных кабинетах. Которые бы составляли их персональное жизненное пространство, в которых можно было бы устроить склад личных вещей и в которые ни один кусок собаки, включая тебя, не смел бы сунуться без стука. Этому простому человеческому желанию многие руководители охотно идут навстречу. Если нет возможности возвести настоящие стены, то помещение делится на множество мелких ячеек, уголков и закутков глухими перегородками. Обитыми, как палаты для буйных, толстым слоем всяческого дерьмантина. И вот в этих ячейках создается идеальная атмосфера для созревания всевозможных слухов, склок и саботажа. Отсутствие единого рабочего пространства не помогает работе в связке, поэтому в разделенном помещении никто толком не знает что где лежит, зачем приходил клиент в синей шляпе и что мы делаем завтра. Зато у тебя на руках скоро оказывается много мелких групп и партий, ведущих друг с другом и с тобой лично не то партизанскую, не то холодную войну. Поэтому вызывай рабочих — рушить преграды. Идеально, если в получившемся зале будет находиться и твой рабочий стол. Так ты сможешь: а) обеспечить лучший контроль за происходящим и б) создать более товарищеские отношения со своими сотрудниками. И на клиентов большие открытые помещения будут производить лучшее впечатление, чем ряд тесных кабинетов. Высказывай недовольство вслух Но тет-а-тет. Если ты недоволен сотрудником, не молчи. И не надейся, что он обо всем догадается сам по твоему надутому виду. Вызови его на приватную беседу и выскажи свои претензии, не откладывая эту процедуру на «когда-нибудь при случае». Замалчивание проблемы — худший способ с ней справиться. Впрочем, есть еще более проигрышный метод: не упрекать самого сотрудника, но костерить его в разговорах с его коллегами. Они ему, конечно, все передадут, но лучше к тебе (и к работе) он от этого относиться не станет. Не бойся инициативных людей Глупые начальники боятся подчиненных, которые умнее и активнее их. А дальновидные, наоборот, собирают вокруг себя таких людей. Так что решай сам, что ты хочешь: возвышаться мощным столпом над серой безопасной массой, или чтобы компания процветала. Правильно подбирай кадры Хорошо бы, конечно, приглашать на интервью при наборе новых кадров психолога. Который изложит тебе потом свой взгляд на ситуацию: тот врал, тот хвастался, тот грамотный человек, но в вашем коллективе он вызовет агрессию как минимум у шестерых старых сотрудников, а вон тот, безусловно, отлично впишется в коллектив. Но это, понятное дело, слишком идеалистическое предложение. Поэтому психологом предстоит стать тебе самому. И учитывать не только профессиональный опыт кандидата, но и его поведение, а также то, как к этому человеку отнесутся другие сотрудники. Кстати, ничто не мешает тебе ознакомиться и с их мнением по этому поводу. Не порть никому жизнь по мелочам Семенов то и дело опаздывает, поскольку ему нужно отводить ребенка в школу к 8.30? Что же, можно превратить этот факт в хлыст, постоянно занесенный над семеновской спиной. А можно открыто объявить, что персонально Семенову ты разрешаешь приходить на работу на полчаса позже. Тимофеева каждые двадцать минут бегает на улицу курить? Даже если ты активнейший противник курения — поставь ей в коридоре пепельницу. А то не ровен час простудится… Дисциплина ради дисциплины хороша в армии. Во всех остальных местах людям выгоднее думать о взаимном удобстве. Благоустраивай территорию Знаменитый закон социопсихолога Паркинсона звучит так: чем дороже и красивее здание учреждения, его мебель, внутренняя отделка, парковочная площадка и лифты, тем хуже положение дел у данного учреждения. С точки зрения Паркинсона, компания начинает благоустраивать свои офисы тогда, когда ей больше нечем заняться. А интенсивно развивающейся фирме некогда и незачем закупать мрамор, дуб и хрустальные светильники — наоборот, там всюду горы бумаг и обшарпанные столы. А также вытертые ковры, по которым зато ежедневно шаркают тысячи ног клиентов. Но закон Паркинсона никак не относится к вещам, которые необходимы людям для успешной работы. Если в твоем офисе летом работают кондиционеры, а зимой — радиаторы, то можно поставить десять против одного, что работать твои люди будут лучше тех — то потных, то дрожащих бедняг, чье начальство практикует такую странную экономию. И кофеварка в помещении портит рабочий вид офиса меньше, чем пустые места сотрудников, которые то и дело ускользают в ближайший кафетерий через дорогу. В офисе людям должно быть уютно. Тогда они с большим удовольствием (и пользой) будут проводить там время.
Материал размещен на сайте HRM.RU Источник: «MEN’S CULT» Автор: Виталий Танин Дата публикации: 30.07.2009 |