Иванова Светлана Кто будет «гореть» на работе?Компания-производитель обуви направила двух своих представителей в африканскую страну для развития бизнеса. Один поехал на север, другой — на юг. Вскоре от первого сотрудника пришло сообщение: «Бизнес абсолютно бесперспективен: все жители ходят босиком». Не успело руководство расстроиться и поставить крест на этой затее, как получило письмо от второго сотрудника: «Отличный рынок, мы опередим всех конкурентов: здесь все пока ходят босиком». А как бы поступили ваши сотрудники? Можно ли это предвидеть заранее? Инициатива наказуема Как добиться, чтобы люди «горели» своей работой, делали максимум, проявляли креативность, инициативность, воспринимали успех компании как свой собственный? Да и надо ли этого добиваться? Ответ будет неоднозначный. Например, существуют работы, на которых требуется четкое выполнение повседневных, не подлежащих изменению процедур (делопроизводство, ряд участков в бухгалтерии, деятельность оператора и т.д.). Если на подобную работу придет инициативный, творческий, ориентированный на достижения сотрудник, то он очень быстро заскучает и захочет или поменять должность и обязанности, или начнет без нужды экспериментировать. От человека на такой работе стоит ожидать, безусловно, ответственности, исполнительности и преданности организации, но не какого-то сверхъестественного энтузиазма. Люди творческие просто не задерживаются на подобных позициях: они или растут или уходят. Что же касается «чувства локтя», ощущения команды, желания помочь своим коллегам, поддержать всех советом или реальной помощью, то этого добиваться можно и нужно. Только большинство людей не приходит с этими чувствами на новую работу, – такое отношение надо специально вырабатывать, это задача руководства и заслуга руководства, если такие чувства появляются. Выбирай или проиграешь Существует масса видов деятельности, где способность и желание работников развиваться, их амбициозность, стремление к максимальному результату и к тому, чтобы сделать все возможное — один из ключевых факторов успеха. Как же достичь того, чтобы большинство этих факторов присутствовали? Первый этап — правильный подбор людей. Если мы стремимся к тому, чтобы сотрудники впоследствии проявляли инициативу, создавали что-то свое, развивали имеющееся, важно выбрать людей, которые к этому готовы. От точной оценки соискателей зависит очень многое. «Опишите, пожалуйста, ваш первый день на работе», или «Представьте, что вам поручили открывать филиал компании в другом городе. Опишите, пожалуйста, свои первые шаги». Ответы на эти вопросы показывают, насколько кандидат энергичен, склонен ли он к аналитике, или же просто пассивен и нуждается в директивном руководстве. В последнем случае он никогда не войдет в «золотой фонд» организации. Как работает эта методика оценки? Если человек отвечает «Сделаю» или «Сделал бы» — значит он активен, стремится к деятельности, принятию решений и быстро воплощает их в жизнь. Ответы типа «Надо сделать» выдают человека, склонного к анализу. Такие сотрудники больше подходят в те отделы, где анализ является основной составляющей, а активные действия и быстрые самостоятельные решения большого значения не имеют. Если взять подобного сотрудника, например, в отдел активных продаж, он будет слишком долго думать и анализировать, в то время как от него требуются решительные действия. Но самый худший вариант для организации — ответы по принципу «Мне скажут», «Меня познакомят». Если они преобладают, то это означает, что соискатель — человек скорее всего пассивный, от него не стоит ожидать новых идей, проявления инициативы, а также очень высокой степени ориентированности на достижения. Вопрос на засыпку Еще один способ, с помощью которого можно определить, какого склада человек приходит в компанию, — задать вопросы: «Что Вам больше всего нравится в продажах?» или «Что Вам больше всего нравилось в Вашей работе?». Если компании нужны люди результата, а именно они могут совершить прорыв, дать организации возможность выйти на новый уровень развития, то выявить их помогут ответы именно на эти вопросы. Такие люди выделяют результат, победу, то, что удалось сделать. Кандидаты, которые более склонны к планомерной работе без ярких прорывов, описывают не достижения, а процессы, например «общение с людьми», говорят о том, что они делали. Они неплохи, но ожидать от них блестящих результатов не стоит. «Зачем люди делают карьеру?» — в зависимости от ответа на этот вопрос выясняется, насколько человек амбициозен (в хорошем смысле), есть ли у него стремление к профессиональному росту, к управлению людьми, к выходу на более высокий уровень принятия решений, или же главное для него — рост дохода, стабильность, статус, а это отнюдь не карьера в том смысле, который важен для компании. Так можно выявить тех людей, которые действительно стремятся расти и развиваться, а не просто улучшить свое положение на рынке труда. Именно такие люди — движущая сила организации, именно они хотят расти. Каждому — по потребностям Эффективный работник — прежде всего мотивированный работник. Поэтому второй этап привлечения «горящих» сотрудников — это правильная мотивация. У каждого человека есть своя система ценностей и приоритетов, в том числе и в профессиональной сфере. Каждый человек с увлечением делает далеко не все, а только то, к чему его сподвигли нереализованные или частично не реализованные потребности. У каждого из нас — свой комплекс таких стимулов. Он может более или менее соответствовать стимулам других людей той же социальной группы, но все равно отличия будут, зачастую очень заметные. Поэтому руководитель должен понимать, что важно для каждого конкретного сотрудника и управлять им, опираясь на его индивидуальные стимулы. Например, рассмотрим вот такого человека:
Другой пример:
Мы — команда И наконец, третий этап, который актуален всегда: и тогда, когда нам нужны инициативные, нацеленные на максимальный результат, творческие люди, и тогда, когда нам нужны ответственные исполнители. Это формирование командного духа, ощущения общей задачи как своей собственной, стремления помочь коллегам. Здесь основная задача руководителя — построить такую систему, при которой все сотрудники искренне подписались бы под следующим:
Вот если все эти подходы и действия объединить вместе, то большинство сотрудников станут работать в компании по принципу, который в свое время сформулировал Джон Кеннеди: «Не спрашивай, что страна может сделать для тебя, спроси, что можешь ты сделать для своей страны». «Элитный персонал», №30, 2003 |