Иванова Светлана Как найти «свою» работу Как определить, подходит ли Вам корпоративная культура компании, на интервью. Небольшое отступление для тех, кто оказался «по другую сторону баррикады», а от этого многие не застрахованы. …Сколько раз, просматривая резюме кандидатов на вакансию, сталкиваешься с картиной, что человек ушел очень быстро, практически через 1 — 5 месяцев после прихода. Интересно, что чаще всего это связано не с дурными качествами работника, а с неумением определить тип корпоративной культуры и понять, насколько это место соответствует Вашим запросам. Несколько слов о том, как это сделать правильно. «Театр начинается с вешалки», а с чего начинается коммерческая фирма? Ответьте для себя на этот вопрос. А теперь маленький совет: помните о том, что самое сильное первое впечатление на Вас должно произвести именно то, что Вы назвали. Если reception — то Вам подходит та фирма, где можно увидеть и услышать вежливых и корректных сотрудников, которые сами предложили Вам помощь, вежливо показали, где можно подождать и раздеться. Если самым главным Вы считаете «вооруженного до зубов» охранника и неприступную систему контроля, то Вам подойдет фирма, где паспорт надо предъявлять минимум 3 раза. Если главное впечатление для Вас — HR Manager — менеджер по персоналу, то именно он или она должны запомниться больше всего и произвести наиболее сильное впечатление. Главное нет хороших и плохих компаний — есть подходящие Вам лично и не подходящие. Нет хороших и плохих сотрудников — есть те, кто соответствует или не соответствует Вашей корпоративной культуре. Как подобрать работу в компании, подходящей по корпоративной культуре (а только при этом условии Вы сможете добиться многого и сделать удачную карьеру)? Первое, что надо сделать, — это определить для себя оптимальный и приемлемый вариант. В какой-то момент стало хорошим тоном писать в резюме «Able to work under pressure», а вот для меня такая фраза в резюме служит первом звоночком о том, что человек приходит из чуждой нашей компании корпоративной культуры. Когда Вы видите подобное требование в описании вакансии — делайте выводы, подходит ли это Вам. Вот так определила для себя оптимальный коллектив и место работы одна из наших новых сотрудниц во время первого интервью: «Каждый человек хорошо знает свою работу и сам несет за нее ответственность, нет процессного контроля, люди поддерживают друг друга, есть возможность получать дополнительные знания, насыщенная работа, хороший результат замечается и оценивается». Для меня это было знаком: этот человек нам подойдет по корпоративному духу. Во время беседы с менеджером по персоналу или руководителем выясните:
На что обратить внимание во время первой встречи? Какой тип интервью выбирает менеджер по персоналу: допрос, продажу (то есть с ходу начинает уговаривать Вас) или переговоры, в которых и рассказывают, и задают вопросы участники с обеих сторон. Как правило, это будет отражать стиль управления в компании и построения отношений к новичкам. А уж что Вы предпочитаете – решайте сами. У нас, например, интервью всегда начинается с рассказа о компании и наших ожиданиях, а нередко сталкиваешься с тем, с ходу начинается допрос о личной жизни, вредных привычках и т.п. Будут ли Вас с ходу тестировать, сколько времени для заполнения требует анкета (каждый из нас понимает, что уважительное отношение к рабочему времени другого человека — одна из важнейших характеристик деловой культуры) — все это относится только к компаниям и не относится к агентствам (агентство обязано собирать максимум информации, от этого зависит их успешность в работе с клиентами). Что Вам сказали в конце: была ли благодарность за уделенное время, была ли обозначена обратная связь. Помните, что ответ: «С вами свяжутся в любом случае», — почти всегда лжив. А хотите ли Вы, чтобы Вас обманывали? Решите это для себя. Цитата: «Когда вы будете работать с „кастомерами“ в этом „эккаунте“, помните, что самое главное — правильно установить „опинион лидера“ (customer, account, opinion leader). – Мы делаем вывод о значительном влиянии западной культуры, может быть, даже чрезмерном. Нравится ли это? Другой вариант, с которым я как-то столкнулась, проводя тренинг для одной российской компании, заключался в том, что безобидное слово „бренд“ или более сложное „мерчендайзинг“ вызывало жуткое раздражение и неприятие. Я не хотела бы говорить, „что такое хорошо, и что такое плохо“, а просто предложить каждому, кто принимает участие в интервью, обратить внимание на речь другого. Есть инструментальный и гуманитарный (от слова human – человеческий, а не от гуманности или названия наук) подход к управлению организацией. В компании, где люди лишь винтики и придатки к своим функциям, Вам почти ничего и не расскажут и не спросят о коллективе, отношениях между людьми, о том, какие ценности являются важными для компании. Вас также не спросят об этом. Разговор будет идти вокруг профессиональных навыков и биографии — и только. А вот интервью в компании, где основным капиталом являются люди и репутация, микроклимат и корпоративная культура, будет включать в себя очень много вопросов о Ваших взглядах, предпочтениях в отношениях в коллективе, предпочитаемом стиле менеджмента (если Вы руководитель). Есть, естественно, и промежуточные варианты. Они не могут быть плохими или хорошими априори, они только подходят или не подходят Вам лично. Есть много других моментов, на которые можно обратить внимание, но основу Вы уже поняли, если оценили все то, о чем уже шла речь. А теперь — главное: если Вы не пришли на работу, которая не подходит, Вы ничего не потеряли, кроме времени на интервью. Если же Вы пришли и остались неудовлетворенным, то есть риск потерять работу, нервы и, самое главное, репутацию. Выбор всегда за Вами (кстати, напоследок, давали ли Вам этот выбор при назначении встречи, времени интервью и ответах на вопросы?) «Элитный персонал», №22, 2002 |