Консалтинговая группа "Звезда"
Семинары & Тренинги & Индивидуальные занятия
Нижний Новгород, тел.8-902-306-57-08,(8312)28-28-37, slavazuev@yandex.ru


"Книга для сотрудников"


Нужна ли она и что должны знать работники о компании? Если сотрудник знает, что хочет от него компания, ему легче компании это предоставить.

Пустоты в природе не существует. Как только сотрудники перестают понимать, что происходит в компании и почему, область непонимания заполняется домыслами, не всегда лестными для компании и полезными для общей работы.

"Новички" проходят через адаптационный период, и без должным образом структурированной информации ощущают себя как домашнее животное, заброшенное в джунгли. Усилия, которые могли бы быть потрачены на работу, тратятся на поиск тропинки. "Старички" ориентируются в компании настолько хорошо, что, казалось бы, в инструкциях не нуждаются - достаточно неписаных, передающихся из уст в уста правил. А если в эти правила вкралась ошибка, то она будет непременно растиражирована.

Локальные нормативные документы и должностные инструкции в компаниях существуют не только потому, что этого требует трудовое законодательство. Должностные инструкции, наравне с политиками, правилами, положениями, приказами, существующими в организации, служат для того, чтобы руководство предоставило сотрудникам информацию о своей позиции, пожеланиях, ожиданиях.

Как только руководство осознает, что сотрудник не может выполнить должным образом задание, о котором он не знает, и не в состоянии предугадать скрытые пожелания руководства, отношение к внутренним документам станет серьезным и осмысленным.

Должностные инструкции передают информацию о том, как сотрудник должен работать. Но ведь существует огромный объем информации, без которой, казалось бы, можно работать. Но работать эффективно, уверяю вас, нельзя. К такой информации относятся история компании (каждый хочет понимать, где он находится, каждый контактирует с внешним миром и должен передавать адекватную информацию о своей организации); схема расположения основных подразделений и вспомогательных помещений (если компания располагается на значительной площади); правила работы с Интернетом и отправки факсов (самостоятельно или можно поручить секретарю); инструкции по пользованию телефонной станцией; внешний вид рабочей документации (фирменные бланки, форматы отчетов и заявлений, служебных записок) и многое другое.

Недостаток информации, впрочем, как и ее избыток, порождают хаос. Поэтому перед компаниями стоит задача не только подготовить информацию, но и предоставить ее в структурированном, удобном для восприятия виде.

Во многих западных организациях существуют книги для сотрудников (Employee Handbook), в которых собраны основные правила, принятые в организации, требования к сотрудникам, пожелания руководства; представлена информация об истории и сфере деятельности организации.

Цель такого документа - предоставление информации сотрудникам и как результат - создание базы для нормальных коммуникаций. В последнее время все большее число российских компаний также занимаются созданием книги для сотрудников. Приведу в качестве примера структуру книги, над которой я работала во время стажировки в американской юридической фирме с численностью персонала 900 человек и филиалами в трех городах. Главная идея: сделать функциональную, "древовидную" структуру Книги. Такая структура позволяет быстро найти необходимую информацию и обеспечит удобство пользования Книгой в варианте Интернет. Твердую копию рекомендуется упаковать в файл-регистратор, чтобы сохранялась возможность быстро заменять части Книги (в случае изменения правил компании) и добавлять новые части.

Employee Handbook (книга для персонала, справочник сотрудника)
Главные разделы Employee Handbook:
  • Введение, основные политики и процедуры компании. По большей части это "идеологическая" информация, нацеленная на повышение лояльности персонала и подчеркивающая наиболее важные идеи, которые должны разделяться всеми сотрудниками компании.
  • Правила работы и инструкции. Используемая ежедневно практическая информация и обязательные для сотрудников правила.
  • Вознаграждение. Включает оклад, премии, бонусы, компенсационный пакет, планы выхода на пенсию. Основная идея - объяснить что, когда и почему сотрудник получит.
  • Приложения. Алфавитный список ключевых слов.


Информация, имеющая общее назначение (относящаяся ко всем филиалам компании), должна быть выделена как "Компания"; специфическая информация (касающаяся отдельных филиалов) - "Филиал А (В, С)".
Книга для персонала (за исключением введения) должна быть написана кратко и точно, помогая сотруднику сконцентрироваться на наиболее важных моментах. Решение о стиле книги должно быть принято совместно сотрудниками, создающими Employee Handbook. Задача редактирующего - обеспечить, чтобы стиль изложения книги был одинаковым для всех разделов. Каждая часть может начинаться с небольшой "декларации". Например, "Правила работы и инструкции": "... Мы являемся представителями компании, и наш профессионализм отражается в наших повседневных действиях, в том как мы обращаемся друг к другу, как одеваемся, как содержим свои рабочие места, как исполняем инструкции, как планируем работу и т.п."

Раздел I.

Введение, основные политики и процедуры компании.
1. Введение. Должно содержать краткую информацию о компании, обеспечивающую общее благоприятное впечатление. Введение должно быть емким, но настолько доступным, чтобы любой сотрудник мог понять, запомнить и передать положительное отношение к компании.
Содержит:
  • Обращение к сотруднику
  • Миссия компании, видение и т.п.
  • Организационная структура
  • Основная деятельность компании и отдела (кратко и четко)
  • Основные определения
  • Отдел персонала (основные функции и обязанности).

2. Основные политики компании (необходимо выбрать наиболее важные и привлечь внимание сотрудника).
Содержит:
  • Политика "открытых дверей"
  • Конфиденциальность
  • Внутренняя передача информации
  • Антидискриминационная политика
  • Использование ресурсов фирмы в личных целях.

3. Процедуры компании (наиболее важные процедуры, которые должны объясняться каждому сотруднику).
Содержит:
  • Введение в должность
  • Оценка деятельности (включая аттестационные формы)
  • Процедура и правила приема на работу (включая прием родственников и объявления о вакансиях)
  • Ведение и хранение информации о сотрудниках, внесение изменений в записи, соблюдение конфиденциальности.



Раздел II.

Правила работы и инструкции
(возможно начать раздел с небольшого введения, включая информацию об ответственности сотрудника)
1. Правила и расписание работы. Должны быть краткими и точными, содержать поменьше общих слов и побольше фактической информации.
Содержит:
  • Внешний вид / вид рабочего места / офисная окружающая обстановка
  • Часы работы - Посещаемость
  • Праздники
  • "Гибкий" график работы
  • Сверхурочная работа, компенсация сверхурочных работ
  • Учет рабочего времени
  • Пропуски работы
  • Отпуск
  • Одновременная работа за пределами компании
  • Увольнение (включая предупреждение об увольнении и итоговый "обходной лист")
  • Статус работы инвалидов
  • Продажа товаров в компании (запрет)
  • Вознаграждения (подарки) от поставщика и/или клиента (как с ними поступать).

2. Телефоны и компьютеры (только наиболее важная информация, не должно быть инструкций по использованию).
Содержит:
  • Политика по работе с компьютером и Интернет
  • Информационные технологии
  • Электронная почта.

3. Сервисная поддержка и местоположение (другие советы, общие правила, нахождение).
Содержит:
  • Схема расположения (карта офиса)
  • Поведение в аварийных cитуациях (индивидуальные для каждого офиса)
  • Секретарские услуги
  • Безопасность
  • Копировальные услуги
  • Библиотека компании
  • Почта, факс и курьерские услуги
  • Комнаты отдыха
  • Сервисный отдел - функции и местоположение (сервисная поддержка, копировальный центр, функции отдела)
  • Приемная / комнаты для переговоров и конференцзал
  • Комната отдыха / Душевая
  • Программа помощи сотруднику
  • Юридическое представление интересов работников
  • Парковка
  • Праздники и встречи сотрудников на территории компании
  • Транспорт фирмы
  • Командировки и поездки
  • Информация и Вопросы
  • Еженедельная внутренняя информационная рассылка
  • К кому обратиться за помощью и советом в случае (отдел, имя, телефон и процедура, если это необходимо):
проблем с телефонами / компьютерами; запросов из средств массовой информации или иных внешних организаций и т.д.

Раздел III.

Вознаграждение
(зарплата + бонусы + бенефиты)
1. Оклад:
  • Платежная ведомость
  • Получение денег по чекам.

2. Премии:
  • По программе для партнеров
  • По программе для всех сотрудников
  • За посещаемость (ссылка на программу сокращения пропусков работы).

3. Бенефиты:
  • Страхование
  • План "кафетерий" (когда у сотрудника есть возможность выбора бенефитов)

4. Компенсации при выходе на пенсию:
  • Социальное обеспечение.

5. Возмещение затрат:
  • На личный транспорт
  • На командировки и поездки
  • На обучение и приобретение литературы.

    Раздел IV.

    Прочее
    1. Приложения.
    2. Ключевые слова (алфавитный список, словарь).

    В зависимости от особенностей компании структура и содержание Книги для сотрудников меняется. Но суть остается прежней: "Мы хотим, чтобы наши сотрудники знали о нас следующую информацию". Только предоставив информацию о том, что мы предлагаем и чего мы хотим, можно ожидать от окружающих выполнения наших пожеланий и требований.


    Автор: Е. Борисова, заместитель генерального директора по развитию ЗАО "МКД Партнер"
    Источник: "Служба кадров и персонал"
    Дата публикации: 25.11.2004





Сайт управляется системой uCoz